Внутренняя финансово-экономическая безопасность

В сфере внутренней безопасности компании первоочередное внимание должно уделяться приему вновь нанимаемых работников. Для реализации предупредительных мер целесообразно предусмотреть перед непосредственным заключением трудового контракта, договора представление кадровиками в службу безопасности резюме претендента, заполненной им анкеты, копий удостоверяющих документов и т.д. На основе перечисленных сведений сотрудниками безопасности в правоохранительных, налоговых, миграционных органах запрашивается информация на потенциального кандидата. Предметами детального изучения должны быть возможная связь с криминальной или конкурентной средой при обнаружении у претендента фактов судимости или нахождения под следствием, круг его общения, структура собственности компаний, в которых ранее работал кандидат. В дополнение к обработке полученных таким образом сведений служба безопасности посредством выборочного общения с бывшими работодателями проверяет достоверность сведений о предыдущем опыте работы кандидата и причинах его ухода, наличие дополнительных дисциплинарных мер, помимо занесенных в трудовую книжку, а также резюме, рекомендацию и т.д.
Если по завершении этих мероприятий не выявлено несоответствий указанным кандидатом данным, то служба безопасности дает положительное заключение в кадровую службу, после чего оформляется трудовой договор. В противном случае службой безопасности должно быть проведено дополнительное собеседование с претендентом для выяснения причины расхождений, оценки при этом его честности и искренности в разговоре, в результате чего выносится окончательная рекомендация. При отказе кандидату по причине умышленного ввода в заблуждение, указания заведомо ложных сведений служба безопасности производит анализ действий работников кадровых служб, осуществлявших поиск и отбор кандидата, проверку и т.д. на предмет их личной заинтересованности или недостаточной компетенции.
С принятым сотрудником проводится инструктаж по предотвращению и недопущению его преднамеренных или неумышленных действий, которые могут нанести ущерб деятельности компании. Также сотрудник уведомляется о порядке доступа к документам служебного пользования и работы со сведениями, составляющими коммерческую тайну, правилах контрольнопропускного режима на объекты и в служебные помещения, его ответственности за их нарушение.
В последующем обеспечение финансово-экономической безопасности предполагает мониторинг следования работниками указанным ранее нормам и требованиям работы с информацией ограниченного доступа, в том числе содержащей данные о финансово-экономическом положении компании, ее технологиях ноу-хау и т.д. Также одновременно с оценкой кадровыми службами персонала на профессиональную пригодность, соответствие квалификации должностным инструкциям рекомендуется предусмотреть выборочные плановые проверки службой безопасности аттестуемых сотрудников, их профессиональных и личностных качеств, соблюдения ими трудового распорядка и дисциплины.
Персонал компании является не только источником рисков, но и объектом защиты от возможных внешних и внутренних угроз, которые требуют дополнительного изучения и контроля со стороны служб безопасности. Вследствие этого должно уделяться особое внимание охране руководящих работников и ответственных сотрудников, имеющих доступ к финансовой, технологической и иной информации закрытого характера. В их отношении необходимо предупреждать и нейтрализовать риски физического и психологического давления со стороны контрагентов и сослуживцев для получения от них сведений, представляющих экономические и финансовые интересы компании. Совместно со службой охраны зданий должны реализовываться особые меры по повышению личной безопасности персонала для исключения возможностей похищения, нанесения вреда здоровью и жизни при исполнении своих обязанностей.
Факты допущенных нарушений или выполнения правил внутренней безопасности, в результате которых увеличивается вероятность угрозы финансово-экономической безопасности, должны быть тщательно проанализированы с точки зрения возможных последствий для хозяйственной деятельности и деловой репутации компании. По его результатам в отношении провинившихся должны быть подготовлены предложения по применению мер дисциплинарного или финансового взыскания — выговор, депремирование и т.д. При наступлении вызванной действием или бездействием работника угрозы после ее нейтрализации и ликвидации последствий служба финансово-экономической безопасности обязана провести расследование, нa основе которого окончательно определить степень вины сотрудника в нанесенном ущербе и убытках.

Похожие материалы

Интеграция управленческого учета с учетно-аналитическими системами

При внедрении управленческого учета важно знать, что нет единой методологии его построения, в отличие от бухгалтерского учета, который нормируется международными и национальными стандартами с ориентацией на внешнюю отчетность с сопоставимыми финансовыми результатами различных предприятий. Система управленческого учета направлена на решение внутренних целей и задач управления, которые в свою очередь определяются потребностями собственников и менеджмента компании, особенностями деятельности компании на целевых рынках недвижимости, технико-экономических показателей управляемых объектов, стратегией развития и т.д. Однако одновременное создание в компании отдельных параллельных информационно-учетных систем нецелесообразно, а применение не всегда информативно и оперативно из-за повторного дублирования данных. Вследствие этого рекомендуется формирование единой системы на основе вертикальной и горизонтальной интеграции управленческого учета с обязательными бухгалтерским, финансовым и налоговым.

Рис. Схема регламентации в процессном управлении недвижимостью
Горизонтальные связи должны обеспечивать сопоставимость отчетной информации в учетных блоках: управленческом, бюджетном, бухгалтерском и налоговом (подробнее см. «Анализ финансовых результатов управления недвижимостью»), В дополнение к этому особо выделим важность взаимосвязанности бюджетов компании с программами и планами центров ответственности (структурных подразделений, филиалов) в разрезе объектов управленческого учета: функций, бизнес-процессов, объектов недвижимости и т.д. Таким образом, каждый исполнитель использует аналитику, наиболее целесообразную для планирования, контроля и оценки закрепленных за ним операций.
В частности, управленческие показатели затрат для служб технической эксплуатации предполагается детализировать до каждого помещения, вида работ, квадратного метра эксплуатируемой площади. В таком случае аналитику связанного с управленческим учетом бюджетирования предпочтительно ограничить бюджетными статьями доходов и расходов, закрепленными за центром ответственности. Аналогично выручка от аренды учитывается финансовым отделом в разрезе кодов сводного бюджета, а отделом продаж — по категориям клиентов, сданным объектам недвижимости и т.д.
При таком подходе бухгалтерия в интегрированной информационноучетной системе лишь формирует бухгалтерские проводки, которые в описанной модели являются подтверждением бухгалтером факта выполнения операции. Соответствующая интеграция учетных систем за счет горизонтальных взаимосвязей позволяет снизить трудозатраты и продолжительность операций учета, выверки данных и подготовки отчетности.
Вертикальная интеграция в свою очередь обеспечивает иерархические связи данных в управленческом цикле от прогнозирования и планирования целевых ориентиров до анализа и оценки достигнутых значений. Такой подход предусматривает использование взаимосвязанных плановых, фактических, прогнозных величин целевых показателей в разрезе объектов управленческого учета: объектов недвижимости, центров финансового учета, функций и т.д.
При закреплении иерархичности в системе управленческого учета рекомендуется разграничить полномочия информационного обмена между центрами ответственности. Для этого каждый уровень компании в соответствии с полномочиями и значимостью располагаемых на нем подразделений и работников предлагается наделить одной из следующих ролей в подготовке, исполнении и контроле управленческих решений: администратор, контролер, исполнитель.

Рис. Управление результатом на основе информационных баз управленческого учета Предложенный механизм использования данных управленческого учета обеспечивает четкое исполнение установленных мероприятий и операций центрами ответственности всех уровней управления в соответствии с закрепленными правами и полномочиями. На основе этого на всех стадиях цикла управленческих воздействий своевременно и обоснованно разрабатываются и внедряются методы процессного управления результатами — доходами, расходами и качеством.