Учет эффекта тяги на практике

Эффект тяги в высотных общественных многофункциональных зданиях представляет значительную проблему. Наиболее часто она проявляется при закрытии дверей лифтов и отоплении нижних уровней здания. Дверь лифта плохо закрывается из-за наличия разности давления вдоль нее. Разность давления заставляет дверь изгибаться в ее проеме до такой степени, что механизму, отвечающему за ее закрытие, не хватает усилия для преодоления этого изгиба. Проблемы с отоплением возникают из-за значительного притока холодного воздуха через двери при входе и через наружную стену здания благодаря тому, что воздухопроницаемость этой стены бывает выше значения, задаваемого в спецификации. Проблема отопления достаточно серьезная. Например, в помещении может быть настолько холодно, что замерзает вода в трубопроводах спринклерной системы и в охлаждающих змеевиках при отсутствии циркуляции охлажденной воды. Национальная ассоциация производителей применяемых в архитектуре металлических изделий задает максимальную воздухопроницаемость на единицу площади наружной стены, равную 300 см32 при разности давления 75 Па, не включая в эту величину воздухопроницаемость через окна. Этот критерий, даже если он включен в спецификацию проекта, в реальной практике строительства не всегда выполняется, вызывая тем самым потенциальные проблемы при эксплуатации здания.


Чтобы лучше понять, какие проблемы может вызвать эффект тяги в зданиях, расположенных в холодном климате, приведем два примера.


Высотное общественное многофункциональное здание в Чикаго было сдано в эксплуатацию в начале осени. В то время как нижние этажи уже использовались, сверху здание еще достраивалось, и поэтому было открыто наружному воздуху. В нижней части здания было занято только около 30 % помещений, но уже возникли эксплуатационные проблемы. Однако самые большие проблемы начались зимой, при температуре наружного воздуха -7 "С и ниже. В это время уровень нулевого давления благодаря открытому верху здания поднялся значительно выше середины здания по высоте. (В действительности этот уровень был около крыши, и на уровне нижнего этажа наблюдалась вся теоретическая разность давления). В результате стало невозможно пользоваться вращающимися дверьми, закрывать двери лифтов и обеспечивать достаточное количество тепла на уровне входа в здание. На уровень входа нагнетался дополнительный подогретый наружный воздух, лестницы были перекрыты на том уровне, где заканчивалась занятая людьми зона, а строительство верхней части здания было ускорено, чтобы можно было закрыть эту часть здания от наружного воздуха. В середине зимы принятые меры позволили снять остроту проблемы, в результате чего нижние этажи начали эксплуатироваться в более привычном режиме.


С другой проблемой столкнулись в 64-этажном здании в Нью-Йорке, частично построенном над крупным транспортным узлом и имеющем открытый переход из здания в транспортный узел. Транспортный узел практически открыт для атмосферного воздуха благодаря наличию туннелей для поездов. а также многочисленных дверей, открывающихся и закрывающихся, когда пассажиры поездов входят и выходят из транспортного центра. В результате того что большой объем наружного воздуха может поступать в этот центр, а затем — непосредственно в присоединенное офисное здание, в холодные зимние дни двери лифтов в здании не закрывались, а в нижнем вестибюле нельзя было поддерживать комфортные условия.


Решением проблемы стало остекление вестибюля офисного здания и установка вращающихся дверей между вестибюлем и эскалаторами, позволяющими людям спускаться на железнодорожную станцию. Перекрытие перехода на станцию решило проблемы с дверьми лифтов и отоплением, а остекление позволило сохранить ощущение открытого пространства.

Похожие материалы

Практические рекомендации по строительству и покупке собственного жилья стр.59

Преимущества их особенно очевидны при возведении рубленых, брусчатых и каркасных домов, когда не нужно делать специальных перемычек между столбами. Применение столбчатых фундаментов ограничено на слабонесущих грунтах при строительстве домов со стенами из тяжелых конструкций. Кроме того, возникают сложности при устройстве цоколя.