Процессно-ориентированные организационные системы

Процессно-ориентированные организационные структуры предполагают распределение функций по закрепленным за центрами ответственности бизнес-процессов (операций и мероприятий), в четкой привязке через регламенты к результатам — целям компании, выраженным в оценочных показателях. Выделение центров ответственности позволяет производить их группировку по составу полномочии и обязанностей — центры затрат, доходов, продаж, прибыли, инвестиций, контроля, управления и т.д. Таким образом, в отличие от традиционной организационной, в процессно-ориентированной системе значимость каждой (структурной, штатной) единицы определяется важностью возложенных на нее функций для отдельного направления деятельности на рынке недвижимости или для всей компании в целом.
Такой подход подразумевает, что для решения конкретной поставленной задачи отбираются те центры ответственности, функционирование которых обеспечит требуемый результат с наименьшими временными, трудовыми и стоимостными затратами. Например, для повышения эффективности капитальных вложений компании основными объектами управленческих воздействий будут ее центры инвестиций, до которых руководством доводятся поручения для исполнения — целевые ориентиры по увеличению доходности девелоперских проектов, снижению сроков окупаемости, сокращению текущих затрат и т.д.
В дополнение к этому выделение центров ответственности в процессе принятия и реализации управленческих решений может производиться с учетом изменений внешней среды, их ожидаемого или планируемого влияния на деятельность компании на рынке недвижимости. По итогам проведенного анализа определяются меры по максимально возможному использованию благоприятных воздействий и минимизации последствий отрицательного характера.
Например, к негативным воздействиям можно отнести снижение курса национальной валюты, в которой заключаются договоры аренды недвижимости, опережающее темпы роста прямых производственных расходов на эксплуатацию. Вследствие этого отделам, ответственным за маркетинг и договоры аренды, в форме приказов (распоряжений) отдаются поручения по сохранению уровня доходов. Они в свою очередь в пределах своей компетенции разрабатывают и отбирают наиболее целесообразный из возможных комплексов мероприятий: перевод прейскурантных цен (ставок) в валюту с более стабильным курсом или использование инструментов финансовой оптимизации и т.д.
Проектирование центров ответственности рекомендуется производить до такой детализации, позволяющей в достаточной мере оптимизировать функции планирования, учета, контроля и мотивации. Например, выделение центров ответственности может осуществляться как до уровня структурных подразделений компании, так и отдельных сотрудников и реализуемых проектов, от которых зависят финансовые показатели деятельности всего предприятия. Структуризация и группировка прогнозных, плановых и фактических результатов по задачам и функциям позволяют определить основные и вспомогательные центры ответственности, что весьма важно при подготовке и принятии управленческих решений.
Для центров ответственности в соответствии с их функциями, задачами и оценочными показателями может быть предусмотрено установление бизнес-процессов следующих видов;
• линейный — совокупность операций, которые осуществляются или могут быть выполнены одним центром ответственности без соисполнителей;
• функциональный — комплекс мероприятий, совместно реализуемых несколькими исполнителями, от взаимодействия которых зависит конечный результат всего бизнес-процесса.
Регламентация линейных бизнес-процессов может производиться в привязке исключительно к одному центру ответственности, а функциональных — посредством закрепления каждой операции за конкретным исполнителем: ответственным подразделением, сотрудником и т.д.

Похожие материалы

Практические рекомендации по строительству и покупке собственного жилья стр.21

Перечень документов, при наличии которых собственник имеет право произвести застройку земельного участка:

•    Правоудостоверяющий документ на землю — свидетельство о праве собственности на земельный участок;

•    Проект (архитектурное и планировочное решение) объекта строительства, согласованный с главным архитектором района;

•    Постановление главы муниципального образования о разрешении строительства;

•    Строительный паспорт объекта строительства в составе:

•    разрешительного письма на строительство;