Практические рекомендации по строительству и покупке собственного жилья стр.364

Основной нормативно-правовой акт, регулирующий нотариальную деятельность, — основы законодательства РФ о нотариате.

Нотариальные действия совершают нотариусы, работающие в государственной нотариальной конторе и занимающиеся частной практикой. Для того чтобы стать нотариусом, необходимо иметь высшее юридическое образование, пройти стажировку у нотариуса не менее одного года. Затем потребуется сдать квалификационный экзамен и получить лицензию на право нотариальной деятельности.

Государственные и частные нотариусы имеют право:

•    удостоверять сделки;

•    выдавать свидетельства о праве собственности на долю в общем имуществе супругов;

•    налагать и снимать запрещения отчуждения имущества;

•    свидетельствовать верность копий документов и выписок из них, подлинность подписи на документах, верность перевода документов с одного языка на другой;

•    удостоверять факт нахождения гражданина в живых, в определенном месте, тождественность гражданина с лицом, изображенным на фотографии;

•    удостоверять время предъявления документов;

•    передавать заявления физических и юридических лиц другим физическим и юридическим лицам;

•    принимать в депозит денежные суммы и ценные бумаги;

•    совершать исполнительные надписи, протесты векселей;

•    предъявлять чеки к платежу и удостоверять неоплату чеков;

•    принимать на хранение документы;

•    обеспечивать доказательства.

Удостоверение сделок

Сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей. Они могут быть односторонними, двухсторонними или многосторонними. Сделку считают нотариально удостоверенной, если на документе стоит удостоверительная надпись нотариуса.

Нотариальное удостоверение сделок обязательно в случаях, указанных в законе, и в ситуациях, предусмотренных соглашением сторон. Так, закон требует удостоверения доверенностей, завещания, брачного договора, договора ренты, ипотеки и других документов, а, например, для договоров купли-продажи квартиры такого удостоверения не требуется (с 1 февраля 1998 года), однако стороны вправе оформить договор в нотариальном порядке. При удостоверении сделок выясняют дееспособность граждан и проверяют правоспособность юридических лиц, участвующих в сделках. Нотариус обязан разъяснить сторонам смысл и значение представленного ими проекта и проверить, соответствует ли его содержание действительным намерениям сторон и не противоречит ли требованиям закона.

Удостоверение доверенностей

Доверенность — письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу для представительства перед третьими лицами. Это односторонняя сделка, при помощи которой определяются полномочия представителя, выражается воля доверителя на деятельность от его имени, и для ее совершения согласия представителя не требуется.

Удостоверение доверенности производит любой нотариус. Существует три вида доверенностей:


⇐ вернуться к прочитанному | | перейти на следующую страницу ⇒

Похожие материалы

Добровольный переход недвижимости под государственную опеку

На добровольной основе обращение недвижимости в государственную (муниципальную) собственность может быть произведено:
• путем заключения договора собственником недвижимости и государственным (муниципальным) органом власти;
• через процедуру банкротства предприятия — собственника имущества;
• посредством уступки прав на управление предприятием, владеющим (распоряжающимся) недвижимостью.
Основной договорный способ передачи объектов недвижимости — заключение сделки купли-продажи, в том числе выкупа приватизированного имущества и т.п. Кроме этого, применяется дарение девелопером частично или полностью на безвозмездной основе, например мощностей по производству спирта, либо в счет погашения задолженности перед бюджетом.
Через процедуру банкротства государству (органам местного самоуправления), как правило, возвращается недвижимость ранее акционированных компаний, если соглашением между приватизированным предприятием и соответствующим органом власти предусмотрена финансовая поддержка в добанкротном периоде. Основанием для передачи активов при этом может служить схема реструктуризации задолженности фирмы, в частности когда при обмене права на рассрочку бюджетного долга, штрафов и пеней ее недвижимое имущество используется в качестве залога выполнения обязанностей по внесению текущих платежей в бюджеты. В таком случае заложенные объекты переходят в собственность государства (органов местного самоуправления) при нарушении достигнутых договоренностей.
Наконец, государство (органы местного самоуправления) может получить контроль над недвижимыми активами как действующей, так и вновь образуемой частной компании. Для этого наиболее распространено внесение государственного имущества, пакетов акций в уставный капитал участника рынка недвижимости. Для такой ситуации рекомендуется налаживать сотрудничество с учредителем (участником) создаваемых при приватизации компаний: государственными (муниципальными) фондами, комитетами имущества. После отчуждения объектов недвижимости государству (муниципалитету) оперативное взаимодействие должно производиться с уполномоченным государственным (муниципальным) органом, осуществляющим функции по управлению государственными (муниципальными) долями, пакетами акций в них.