Компоновка трубопроводов охлажденной воды

Существует два основных варианта компоновки трубопроводов охлажденной воды в высотных общественных многофункциональных зданиях. Каждый из этих базовых вариантов может варьироваться инженером-проектировщиком, но любое решение будет лишь модификацией одного из вариантов.


В первом варианте насосы, связанные с холодильными машинами, распределяют охлажденную воду к охлаждающим змеевикам и другому установленному теплообменному оборудованию, для которого необходима охлажденная вода. Блок-схема такой компоновки показана на рис. 16 — три чиллера трех холодильных машин. Каждая машина покрывает треть всей нагрузки здания. Во многих проектах применяются только две машины, каждая из которых рассчитана на 50 % общей нагрузки. Иногда система состоит из четырех машин. Две из них рассчитаны на одну треть общей расчетной нагрузки, а две остальные — на одну шестую каждая. Такой режим работы эффективен при небольших нагрузках, например, при работе в здании небольшого информационного центра во внеурочное время. Решение о количестве машин и их относительной производительности принимает инженер-проектировщик в зависимости от необходимой нагрузки в здании, а также от их использования в нерабочее время и в выходные дни. При условии предоставления качественных сервисных услуг и своевременной доставки запчастей часто используются запасные машины. В случае проблем с осуществлением сервисного обслуживания и приобретением запчастей, рекомендуется изначально включать в спецификацию проекта запасные машины и перечень необходимых запчастей.


Рис. 16. Непосредственное распределение от насоса охлажденной воды на нагрузки охлаждения


На рис. 16 изображено также четыре насоса для охлажденной воды. Каждый из них рассчитан на номинальный расход в каждом из чиллеров. Если регулирование расхода охлажденной воды производится при помощи двухходовых регулирующих клапанов, что и происходит обычно на практике, то количество перекачиваемой охлажденной годы будет меняться в соответствии с изменением расхода холода в здании. Поэтому указанные насосы должны обладать способностью работать с переменной скоростью, и для них будут необходимы частотнорегулируемые приводы. Кроме этого, насосы, также как и чил-леры, работают в параллель, поэтому любая машина может работать с любым насосом. Это обеспечивает взаимозаменяемость насосов в случае выхода из строя одного из них. Достаточно часто в проект включается запасной насос на случай ремонта или сервисного обслуживания одного из насосов.


На рис. 16 не представлены конденсаторы хладагента для холодильных машин с аналогичным подключением, при котором четыре насоса обслуживают три машины и каждый насос может использоваться с любой из трех машин. Однако эти насосы охлажденной воды не могут менять свою подачу с изменением нагрузки, поэтому для них не требуются частотно-регулируемые приводы.


Второй вариант компоновки состоит из основных и вспомогательных насосов (рис. 17). В отличие от компоновки, показанной на рис. 16, каждый чиллер работает со специально предназначенным для него основным насосом, перекачивающим воду с постоянной скоростью и постоянным расходом. Возможно параллельное трубное подключение чиллеров и насосов, обеспечивающее резерв, как и в варианте, изображенном на рис. 16.


Вспомогательные насосы с переменной скоростью (рис. 17) распределяют воду в змеевики охлажденной воды, установленные в оборудовании кондиционирования воздуха, а также в другом теплообменном оборудовании, необходимом в проекте. Сторонники этой компоновки указывают на тот факт, что расход в каждом чиллере постоянен, т. к. регулирующие клапаны охлаждающих змеевиков или теплообмен-ного оборудования снижают расход охлажденной воды при уменьшении тепловой нагрузки на змеевике или на оборудовании. Большинство производителей чиллеров оговаривают обеспечение максимальной скорости жидкости в охладителе чиллера, составляющей обычно 3 м/с, но также требуют, чтобы она не снижалась ниже минимального значения, которое может быть около 1 м/с. Компоновка трубных соединений (рис. 17) обеспечивает постоянный расход и устраняет возможные проблемы с ним.


Рис. 17. Распределение от вспомогательного насоса охлажденной воды на нагрузки охлаждения


При регулировании расхода холода на каждом элементе теплообменного оборудования при помощи двухходовых гидравлических дросселей в компоновке, показанной на рис. 16, для насосов может понадобиться байпасный отвод. Любой байпасный отвод, который может понадобиться в компоновке, показанной на рис. 17, должен выполняться на вспомогательных насосах. В любом случае, при небольшой нагрузке в системе перекачивается больше воды, чем это необходимо для теплообменного оборудования, в результате чего может понадобиться включение байпасного отвода для вывода излишней перекачиваемой воды. Однако в реализуемых в настоящее время проектах обычно есть насосы с переменной скоростью. В такой конструкции расход пропорционален нагрузке, поэтому необходимость в байпасном отводе отпадает. Соответственно, на рис. 16 и 17 байпасный отвод не показан, и при использовании насосов с переменной скоростью этот отвод не нужен.

Похожие материалы

Строительно-монтажные риски и виды их страхования

Суть страхования строительно-монтажных рисков заключается в том, что на период возведения объекта заказчик (инвестор, девелопер) или подрядчик приобретает страховые гарантии по непредвиденным форс-мажорным обстоятельствам: пожар, авария, стихийные бедствия, поломка оборудования, кража стройматериалов и т.д. При этом страхование может производиться не только в отношении имущества подрядчиков и заказчика, жизни и здоровья их сотрудников, но и в части ответственности строительных организаций перед третьими лицами. Спецификой данного вида страхования является отсутствие классификаций по видам и категориям страхуемого имущества (ответственности), вследствие чего его целесообразность должна оцениваться индивидуально посредством анализа трех составляющих аспектов: страхуемого риска, предмета страхования, страхового интереса.
Разработку механизмов страхования в инвестиционном проекте строительства объекта недвижимости необходимо производить на основе реализации следующих мероприятий:
1) формирования состава страхуемых строительно-монтажных рисков;
2) отбора программ и форм страхования, в наибольшей степени соответствующих целям и задачам минимизации рисков;
3) расчета и оценки величины затрат на страхование с учетом изменения снижения риска и показателей эффективности проекта девелопмента недвижимости.
При выделении наиболее значимых страхуемых рисков в первую очередь должны быть рассмотрены характерные специфические опасности: ошибки в проектировании, строительстве и монтаже, короткие замыкания, аварии в инженерных системах, взрыв паровых котлов, газохранилищ, газопроводов, взрывчатых веществ, а также разрушение и утрата строительных материалов. Для этого рекомендуется исследовать факторы их возникновения и возможный ущерб: наличие потенциально опасных объектов на строительной площадке, близость водоемов и т.д.
Предметом страхования при этом может быть как весь комплекс предполагаемых строительно-монтажных работ (СМР), так и отдельные его виды: возведение несущих конструкций, прокладка инженерных систем, холостые и рабочие испытания, ввод в эксплуатацию, обучение персонала заказчика и т.д. С учетом этого в дальнейшем определяется страховой интерес, который заключается в обеспечении страхового покрытия стоимости работ, материалов и технологического оборудования, находящихся на строительной площадке, от последствий наиболее вероятных рисков.
В девелопменте недвижимости широко распространены следующие основные формы (программы) страхования: имущественное, профессиональной ответственности, жизни и здоровья персонала подрядных организаций и третьих лиц от несчастного случая на стройплощадке.
Имущественное страхование предполагает страхование рисков, относящихся к возводимому объекту недвижимости, строительной технике, автотранспорту, грузам и т.д. Для рисков, прямо связанных с производством строительно-монтажных работ (строительно-монтажные риски), страховые тарифы могут дифференцироваться в зависимости от вида строящегося здания, особенностей производственно-технологического процесса, задействованного оборудования, материалов и т.д. В частности, с учетом стоимости возводимого объекта, сложности и продолжительности строительства целесообразно рассмотреть возможность следующих программ страхования имущества:
• любого относящегося к капитальному строительству имущества. При этой программе ответственность страховой компании перед страхователем (заказчиком или подрядчиком) увеличивается по мере роста стоимости возводимого здания;
• находящихся рядом со стройплощадкой зданий и частей строений, остающихся неизменными при реконструкции;
• временных сооружений на строительной площадке — бытовых, складских и т.д.;
• строительной техники и спецтранспорта, повреждение, уничтожение или утрата которых могут не только нанести серьезный ущерб, но и привести к простоям в работе.
Страхование ответственности зачастую применяется архитекторами, проектировщиками для покрытия рисков в разработке проектной документации, технической экспертизе состояния зданий, авторском надзоре. Кроме того, оно может быть рекомендовано строительным компаниям, поскольку позволяет избежать расходов на компенсацию ущерба здоровья, жизни или имуществу, причиненного в ходе выполнения строительно-монтажных работ. Для этого девелоперу также необходимо рассмотреть возможность страхования послепусковых гарантийных обязательств подрядчика перед заказчиком после сдачи объекта в эксплуатацию и т.д. Целесообразность страхования ответственности предлагается анализировать посредством сопоставления соответствующих затрат, величина которых в первую очередь определяется характеристиками месторасположения района строительной площадки: региона, типа населенного пункта и района застройки.
Перечисленные риски в строительстве и девелопменте недвижимости могут страховаться полностью или ограниченно в зависимости от технологий и условий строительства, назначения и сложности возводимого объекта, а формы страхования — применяться отдельно либо комплексно. Также на выбор страховой схемы влияет вид договора строительства. В частности, при схеме «под ключ» — самостоятельное проведение подрядчиком строительно-монтажных и пусконаладочных работ, всех испытаний до полной передачи объекта — девелоперу (заказчику-инвестору) предпочтительно предусмотреть страховые гарантии, а также страхование ответственности подрядной организации перед третьими лицами за нанесение вреда их здоровью или имуществу в процессе СМР. При заключении договора с поставкой оборудования и контроля строительства целесообразно дополнительное имущественное страхование переданных подрядчику во временное пользование механизмов и (или) его ответственности за их повреждение и утрату.
Целесообразность полученной в результате расчетов величины расходов может быть проанализирована на основе сопоставления инвестиционных показателей капитальных и текущих издержек, прибыльности и окупаемости, изменения уровня совокупного риска (R). Следовательно, разработанная страховая схема применяется при реализации инвестиционного проекта как инструмент минимизации рисков только в том случае, если полученное соотношение указанных характеристик приемлемо для девелопера.