Клиентоориентированный подход в управлении недвижимостью

Клиентоориентированный подход в менеджменте недвижимости заключается в использовании объекта не только как отдельного товара, но и в качестве основы для разработки и предоставления целостного набора услуг, востребованных клиентами — покупателями и арендаторами. На рис. представлена процессная схема комплексного обслуживания компанией своих клиентов на рынке недвижимости с помощью следующих вариантов (способов):
• разработки и продажи своих услуг;
• привлечения сторонних подрядчиков и поставщиков требуемых услуг (аутсорсинг);
• с помощью агентских и партнерских соглашений.
В приведенном примере для достижения лояльности покупателей (арендаторов) недвижимости компания стремится продать любой востребованный ими рыночный продукт. При отсутствии возможности самостоятельного предоставления услуги компания выступает как посредник и перепродает работы сторонних контрагентов. При стабильном же и постоянном спросе рассматривается целесообразность агентских и партнерских программ или собственного производства и продвижения услуг на рынке недвижимости.
Таким образом, весь полученный доход образуется в виде агентских комиссий сторонних компаний, вознаграждений партнеров и выручки. Соответственно, при комплексном клиентоориентированном подходе экономическая ценность объектов недвижимости определяется не только их стоимостью, но и эффективностью бизнес-процессов, удовлетворяющих запросы и потребности клиентов на рынке недвижимости, соотношением доходов, затрат и качества.
Таким образом, бизнес-процессы системы управления недвижимостью должны обеспечивать удовлетворение потребностей клиентов через определение целей и задач на различных стадиях жизненного цикла недвижимости — строительстве, эксплуатации и ликвидации.

Рис. Схема клиентоориентированного подхода на рынке недвижимости
Алгоритм функционирования системы управления основан на последовательности принятия обоснованных управленческих решений, реализации мероприятий по наиболее рациональному использованию недвижимости на различных стадиях жизненного цикла. Например, сравнительный анализ и изменения стоимости объекта недвижимости на основе вышеприведенной формулы позволяют оценить необходимость его:
• текущей эксплуатации, если возможен больший прирост стоимости за счет сохранения и увеличения конкурентоспособности объекта в сравнении с альтернативами его реконструкции или ликвидации;
• реконструкции, когда ожидаемый от ее проведения прирост стоимости прогнозируется на уровне выше, чем при текущей эксплуатации, либо ликвидации и строительстве нового объекта;
• ликвидации и капитального строительства нового объекта — в случае, если будущие доходы от новой недвижимости ожидаются выше, чем возможный прирост выручки от текущего использования и реконструкции физически и морально устаревшего здания.
В то же время состав комплекса услуг клиентам и его коммерческая целесообразность зависят от целевого сектора рынка недвижимости, в основе которого лежит функциональное назначение данного объекта. С этой точки зрения рассмотрим подходы к классификации объектов офисной, торговой и жилой недвижимости, структуризации их технико-экономических характеристик, требования к наличию и качеству которых предъявляются покупателями и арендаторами и в обязательном порядке учитываются в управлении потребительской ценностью.

Похожие материалы

Практические рекомендации по строительству и покупке собственного жилья стр.208

Любопытно отметить, что помещения для потения разогревались так же, как в современных русских банях и финских саунах: в углу печь-жаровня, на бронзовой решетке — камни над раскаленными углями. Имелись также помещения с сухим и влажным паром.