Финансово-экономическая защита от внешних угроз

Основными объектами финансово-экономической безопасности являются персонал, непосредственно осуществляющий деятельность компании на рынке недвижимости, материальные и нематериальные активы предприятия (товарный знак, технологии ноу-хау) производственная, финансовая, маркетинговая и иная информация, представляющая коммерческую ценность и (или) составляющая коммерческую тайну. Соответствующий комплекс ее обеспечения должен быть ориентирован на достижение следующих целей и задач:
- формирование такой степени экономической обороны от влияния внешних и внутренних угроз, при которой осуществляется стабильное функционирование и развитие компании на рынке недвижимости как самостоятельно хозяйствующего субъекта;
- внедрение и использование средств финансовой защиты, позволяющей производить независимое управление финансовыми потоками, материальными, трудовыми ресурсами, ценообразованием на рынке недвижимости и т.д.
Применяемые в данных сферах для решения перечисленных задач инструменты и механизмы предлагается структурировать в разрезе внешних и внутренних субъектов (источников) угроз для финансово-хозяйственной деятельности компании. С учетом этого разделения сначала рассмотрим особенности организации деятельности служб финансово-экономической безопасности на примере алгоритмов реализации мероприятий по защите от основных источников внешних рисков — контрагентов и партнеров (арендаторов, жильцов, подрядчиков и поставщиков, банков, финансовых и страховых компаний), а также конкурентов.
Наличие и уровень вероятности неблагоприятного сотрудничества с внешними контрагентами (клиентами, поставщиками, подрядчиками и т.д.) непосредственно зависят от параметров их надежности: желания и объективной возможности своевременно и в полном объеме выполнять свои договорные обязательства перед компанией — участником рынка недвижимости. Это предполагает обязательность их проверки, которая может проводиться по заявке-запросу структурных подразделений при подготовке и согласовании проектов новых договоров, либо выборочно по инициативе служб безопасности — в отношении заключенных контрактов.
При многоуровневом взаимодействии рекомендуется предусмотреть возможность переключения режима системы финансово-экономической безопасности как по всему направлению в целом, так и по отдельному текущему или возможному контрагенту (группе контрагентов), например:
• службой безопасности в обязательном порядке просматриваются все готовящиеся и уже заключенные договоры, предусматривающие денежные расчеты, если поставлена задача повышения общего контроля выполнения финансовых обязательств; • усиление режима обеспечения финансово-экономической безопасности по отдельному клиенту (арендатору, покупателю) производится при неудовлетворительной оценке его деловой репутации, истории взаимоотношений с управляющей недвижимостью компанией и ее работниками, наличии текущих нарушений или невыполненных обязательств и т.д.

Рис. Схема финансово-экономической проверки контрагентов
На первом уровне безопасности при подготовке контракта с новым контрагентом менеджер договора по своему усмотрению может направить запрос в службу безопасности для проведения стандартного изучения его надежности, осуществляемой деятельности и платежной дисциплины. С учетом полученных результатов службой безопасности могут быть даны рекомендации по применению ограничительных финансовых условий проекта договора. В частности, если платежеспособность нового арендатора вызывает сомнения, то службам по работе с клиентами будет рекомендовано внести изменения по графику оплаты — авансом на месяц вперед или ежемесячно при стандартной ежеквартальной периодичности. Для проектов договоров технической эксплуатации предметом изучения может быть целесообразность использования авансовых платежей в отношении подрядчика, не имеющего достаточного опыта и квалификации, например в реконструкции на объектах особнякового фонда, памятниках архитектуры.
Плановая выборочная проверка заключенных договоров и текущих контрагентов на первом уровне безопасности, как правило, предполагает получение и обработку предоставляемых подразделениями основных сведений о ходе исполнения контрактов. Вместе с тем следует организовать усиленное наблюдение за новыми контрагентами и контроль выполнения ими своих договорных обязательств в начальный период сотрудничества. Такие предупредительные меры позволят минимизировать и нейтрализовать возможные финансовые и экономические риски сразу же при появлении первых признаков угроз.
Переход на второй уровень финансово-экономической безопасности происходит при обнаруженных отклонениях от нормативных значений критериев оценки, когда менеджер договора обязан подать в службу безопасности запрос на проверку контрагента независимо от того, заключен ли с ним договор или еще нет. Оценочными параметрами при этом могут являться сроки просрочки платежей за аренду помещений, заявка на аренду площадей, превышающих установленный маркетинговыми службами пороговый уровень. В усиленном режиме нужно предусмотреть возможность самостоятельного инициирования службой безопасности дополнительного исследования клиента при выявлении обстоятельств, требующих повышенного внимания: смена собственников, руководства, финансово ответственных лиц компании-арендатора и т.д. В указанных случаях по контрагенту активируется постоянный мониторинг деятельности, производятся сбор дополнительных сведений о его надежности, оценка вероятности нанесения Ущерба финансовым и экономическим интересам компании на основе анализа соответствующих рисков дальнейшего продолжения сотрудничества.
Комплекс мер упреждающего характера при выявлении потенциальных внешних угроз со стороны контрагентов для хозяйственной деятельности компании представляет собой совокупность как обязательных, так и рекомендованных для выполнения предписаний. К обязательным мерам финансово-экономической безопасности относятся: открытие «досье» на потенциально опасного, ненадежного контрагента; непрерывный сбор данных о его деятельности; установление усиленного режима видеонаблюдения за занимаемыми им помещениями. Рекомендательный характер носят действия, которые на свое усмотрение принимаются заключившими договор подразделениями. Например, при временном снижении платежеспособности арендатора подразделение по работе с клиентами само принимает решение о целесообразности пересмотра в его отношении финансовых условий на основе сопоставления рисков, возможной потери клиента и недополучения доходов.
На третьем уровне, установленном для всей системы обеспечения безопасности компании, проверке должны подвергаться все текущие и потенциальные контрагенты. При наступлении угроз в сфере финансово-экономической безопасности усиленные меры применяются в отношении клиентов, поставщиков, подрядчиков и т.д., не выполнивших в полном объеме своих обязательств. Для этого совместно с заключившими договор структурными подразделениями проводятся мероприятия по минимизации финансового и экономического ущерба вплоть до расторжения договора, если с контрагентом не достигнуто приемлемого решения.
В частности, при образовании у клиента значительного объема просроченной задолженности по аренде недвижимости служба безопасности должна оказать содействие по возврату образовавшихся долгов: определить реальную платежеспособность арендатора, провести физический розыск финансово-ответственных лиц (учредителей и руководителей), а также совместно с правоохранительными и налоговыми органами блокировать банковские счета контрагента. Также для таких случаев может быть предусмотрена организация службой безопасности мероприятий по исполнению решений суда по исковым заявлениям, например помощь в поиске и аресте судебными приставами имущества должника.
Дополнительно к этому важно наладить четкую и отлаженную координацию действий службы финансово-экономической безопасности с подразделениями и работниками, обеспечивающими охрану объектов недвижимости и информационную защиту. Так, при включении по контрагенту третьего режима безопасности сотрудники охраны объекта, в котором находятся арендуемые «проблемным» клиентом помещения, не позволяют выносить технику, мебель и иное имущество из объекта посредством введения персонального контрольно-пропускного режима для представителей компании-арендатора. Службы информационной безопасности в свою очередь контролируют средства связи арендатора — компьютеры, стационарные и мобильные телефоны, используя технические средства, оказывают содействие в поиске и обработке дополнительных сведений об активах и имуществе должника.
Таким образом, вероятность возникновения проблем в контрагентской среде компании — участника рынка недвижимости и уровень защиты от их проявлений в значительной мере зависят от действий ее сотрудников. В приведенных примерах механизмов обеспечения финансово-экономической безопасности от внешних угроз основополагающим моментом является строгое выполнение предписаний и инструкций по их профилактике и предотвращению как службой безопасности, так и менеджерами договоров, непосредственно контактирующими и отвечающими за работу с клиентами, поставщиками, подрядчиками. Рассмотрим подробно особенности организации финансово-экономической безопасности от основного источника внутренних опасностей — персонала, когда наличие и степень рисков определяются надежностью работников, их законопослушностью, профессионализмом и лояльностью.

Похожие материалы

Землеустройство стр.132

Таблица 5

Рациональные объемы производства в крестьянском хозяйстве

Показатели и виды продукции

Ед. изм.

Объемы производства на одного работника при:

частичной механизации

ручном труде

Молочная ферма

Голов

В том числе дойных коров

Голов

Овцеферма

Литература: